Прогрессивные матрицы Равена

Прогрессивные матрицы Равена

Этот тест был создан более почти сто лет назад, и все это время служит для достаточно точной оценки интеллекта человека. Методику проверки разработали англичане Джон Равен и Роберт Л. Пенроуз. Равен был известным на то время психологом, тест стали продвигать как метод для широкого использования даже среди малограмотных слоев населения.

Тест представляет собой систему, которая позволяет оценивать умение испытуемого анализировать и воспринимать абстрактные формы, находить связи между ними, а также принимать в короткий промежуток времени решения, обоснованные логически.

При помощи матрицы Равена можно работать с людьми возрастом от 4 до 65 лет. При этом пол, профессия, национальность или вероисповедание не имеют значения. Пройти все задания следует за достаточно короткий срок, он составляет 20 минут. Засчитываются только отвеченные вопросы и те из них, ответы на которые были даны правильно. Вопросы, которые были пропущены, не засчитываются.

Сам тест предельно прост: испытуемому предлагается взглянуть на поле с прорезанной выемкой определенной формы. После этого ему нужно посмотреть на ряд абстрактных фигур, и выбрать среди них ту, которая, на его взгляд, подойдет к выемке. Обработка теста происходит по подсчету суммы набранных испытуемым баллов.

Особенностью данного теста является то, что с его помощью можно оценить уровень интеллекта человека, говорящего на любом языке. Также он подходит для тестирования людей с проблемами речи или слуха.

Какие есть виды проективной методики Равена

В зависимости от того, в какой возрастной группе будут применяться тесты, можно условно разделить методику на три вида:

Цветные прогрессивные матрицы – используются для тестирования детей от 4 до 11 лет, а также лиц пожилого возраста (старше 65 лет). В состав данного типа тестов входит 36 таблиц, которые разделены на три равные группы. Также при помощи цветных матриц проводят исследования среди людей с аутичным спектром и задержками развития. Уровень интеллекта испытуемых оценивается по трем параметрам: уровень и качество внимания, восприятие и способность к мышлению. В ходе тестирования становится ясно, насколько испытуемый может связывать пространственные образы в целостные системы, и проводить аналогии между ними.

Прогрессивные матрицы стандартного типа – созданы для подростков до 14 лет, а также взрослых людей до 65 лет. В состав этого набора входят 60 таблиц, по 12 в каждой серии (всего их пять). Сложность заданий возрастает последовательно с каждым новым уровнем. Среди предлагаемых задач встречаются такие: дополнить фигуру определенной частью; определить сам принцип, по которому дополняются все фигуры; разложение объектов на меньшие фрагменты; построение и определение симметричных изображений и т.д.

Матрицы для людей с уровнем интеллекта выше среднего – предназначены для измерения продуктивной способности. Состоят из 48 заданий. На данный момент, существуют как в стандартном бумажном, так и в электронном виде.

Цели и методология использования таблиц Равена

Использование данных тестов преследует такие цели:

·         Оценка интеллекта и количественное его определение, выраженное в баллах;

·         Обнаружение и определение особенностей мышления и логики тестируемого;

·         Использование с целью обучения и коррекции психического развития детей и подростков.

Особенно методика рекомендуется для работы с детьми, у которых выявлены сложности в учебе, общении, отклонения в развитии. Показания тестов могут согласовываться и дополняться результатами других методик.

Идеологической основой данного теста является гештальт-психология с ее теорией интеллекта, выдвинутой Спирменом. Согласно данной теории, интеллект человека состоит из двух частей – общей и специфической. Показателями интеллекта, согласно психологу, являются объем умственной энергии, способность быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, а также время, за которое человек восстанавливает способность к продуктивному мышлению после серьезных умственных нагрузок.